НАСТАВНИЧЕСТВО


 

 В декабре 2019 года дан старт внедрения Целевой модели наставничества в субъектах Российской Федерации в ходе реализации федеральных проектов «Современная школа», «Успех каждого     ребенка», «Молодые профессионалы» национального проекта «Образование». 

Внедрение Целевой модели наставничества осуществляется в образовательных организациях, реализующих общеобразовательные, дополнительные общеобразовательные и программы среднего профессионального образования. Региональным наставническим центром определен Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогов – структурного подразделения ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования».

Внедрение Целевой модели наставничества на территории Ярославской области осуществляется на основании Распоряжения Министерства просвещения Российской Федерации № Р-145 от 25.12.2019 г., Приказа Департамента образования Ярославской области № 33-нп от 29.07.2022  «Об утверждении Положения о системе наставничества педагогических работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность  по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования в Ярославской области».

Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве. Программа наставничества – комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.

Наставляемый – участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином «обучающийся».

Наставник – участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого. Целевая модель наставничества – система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях.

Нормативная база

Федеральный уровень

­ Распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 N Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»:

 https://docs.edu.gov.ru/document/b014f0f434e770efe527956bdb272a38/download/2649/

­ Методические рекомендации по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися.

­ Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях.  

Региональный уровень

­Приказ Департамента образования Ярославской области № 36-нп от 29.07.2022об утверждении Положения о системе наставничества педагогических работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность  по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования в Ярославской области- http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/7601202208040006

Уровень образовательной организации

Положение о наставничестве МДОУ № 2 "Солнышко" ЯМР

План работы педагога-наставника с молодым специалистом на 2023-2024 учебный год

Приказ об организации наставничества в 2023-2024 учебном году от 03.10.2023г. № 61/1

Отчёт старшего воспитателя о работе педагогов-наставников за 2022-2023 учебный год

Мероприятия по наставничеству

1). 6 апреля 2022 года мы провели интересный нетрадиционный педсовет "Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста". Опытные педагоги поделились опытом работы по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий в совместной деятельности с детьми". В конце педсовета была проведена интеллектуальная игра" Знатоки здоровьесберегающей работы в детском саду".

Фото 1,2

2). 31 октября 2022 года состоялся «Фестиваль педагогических идей» среди педагогов МДОУ № 2 «Солнышко» ЯМР, который был направлен на представление передового педагогического опыта. Все педагоги проявили высокую активность в участии в фестивале. Тематика идей педагогов была разнообразная. Каждое выступление было интересным и увлекательным, некоторые педагоги сопровождали своё выступление красочными презентациями и мини мастер-классами.
Фото 3,4

3). В соответствии с годовым планом работы на 2022- 2023 учебный год, в целях распространения и обобщения педагогического опыта с 13 по 19 декабря в МДОУ № 2 «Солнышко» ЯМР прошли открытые просмотры педагогической деятельности опытными педагогами ДОУ.

Фото 5,6,7

4). 16 февраля в МДОУ №16 "Ягодка" ЯМР свою работу начала школа молодых педагогов и наставников "Стань профи!"
В течение девяти месяцев молодые педагоги и их наставники будут общаться и обмениваться опытом. Для них будут проведены тренинги, лекции и практические занятия.
От нашего детского сада принимают участие следующие наставнические пары: Дмитриева Г. Ю. - Корнейчук О. К.; Локалова Т. С. - Бессонова О. О.

Фото 1, 2


Полезные ссылки

Центр непрерывного повышения педагогического мастерства (ГАУ ДПО ЯО ИРО, г. Ярославль). Наставничество

­Сообщество «ВКонтакте»  «Наставник 76.РФ»

­Ментори. Национальный ресурсный центр наставничества

­Наставничество педагогических работников

­Семинар «Вектор образования: вызовы, тренды, перспективы»

18.01.2022. О применении методических рекомендаций по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников образовательных организациях: 

https://www.youtube.com/watch?v=GJK7vWFbYrg&list=PLH0DgjqY1hMR_hjH0AMmGI3sqwMyWnF9H&index=1

Виды наставничества. Технологии передачи знаний:

 https://biznes-repetitor.ru/nastavnichestvo/vidy-nastavnichestva/

Современные формы наставничества: 

 https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-formy-nastavnichestva/viewer

­

 

 

 

 

 

Страница обновлена 21.11.2023