НАСТАВНИЧЕСТВО
В декабре 2019 года дан старт внедрения Целевой модели наставничества в субъектах Российской Федерации в ходе реализации федеральных проектов «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Молодые профессионалы» национального проекта «Образование».
Внедрение Целевой модели наставничества осуществляется в образовательных организациях, реализующих общеобразовательные, дополнительные общеобразовательные и программы среднего профессионального образования. Региональным наставническим центром определен Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогов – структурного подразделения ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования».
Внедрение Целевой модели наставничества на территории Ярославской области осуществляется на основании Распоряжения Министерства просвещения Российской Федерации № Р-145 от 25.12.2019 г., Приказа Департамента образования Ярославской области № 33-нп от 29.07.2022 «Об утверждении Положения о системе наставничества педагогических работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования в Ярославской области».
Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве. Программа наставничества – комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Наставляемый – участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином «обучающийся».
Наставник – участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого. Целевая модель наставничества – система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях.
Нормативная база
Федеральный уровень
Распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 N Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»:
https://docs.edu.gov.ru/document/b014f0f434e770efe527956bdb272a38/download/2649/
Региональный уровень
Приказ Департамента образования Ярославской области № 36-нп от 29.07.2022об утверждении Положения о системе наставничества педагогических работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования в Ярославской области- http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/7601202208040006
Уровень образовательной организации
Положение о наставничестве МДОУ № 2 "Солнышко" ЯМР
План работы педагога-наставника с молодым специалистом на 2023-2024 учебный год
Приказ об организации наставничества в 2023-2024 учебном году от 03.10.2023г. № 61/1
Отчёт старшего воспитателя о работе педагогов-наставников за 2023-2024 учебный год
Мероприятия по наставничеству
1). 6 апреля 2022 года мы провели интересный нетрадиционный педсовет "Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста". Опытные педагоги поделились опытом работы по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий в совместной деятельности с детьми". В конце педсовета была проведена интеллектуальная игра" Знатоки здоровьесберегающей работы в детском саду".
2). 31 октября 2022 года состоялся «Фестиваль педагогических идей» среди педагогов МДОУ № 2 «Солнышко» ЯМР, который был направлен на представление передового педагогического опыта. Все педагоги проявили высокую активность в участии в фестивале. Тематика идей педагогов была разнообразная. Каждое выступление было интересным и увлекательным, некоторые педагоги сопровождали своё выступление красочными презентациями и мини мастер-классами.
Фото 3,4
3). В соответствии с годовым планом работы на 2022- 2023 учебный год, в целях распространения и обобщения педагогического опыта с 13 по 19 декабря в МДОУ № 2 «Солнышко» ЯМР прошли открытые просмотры педагогической деятельности опытными педагогами ДОУ.
4). 16 февраля в МДОУ №16 "Ягодка" ЯМР свою работу начала школа молодых педагогов и наставников "Стань профи!"
В течение девяти месяцев молодые педагоги и их наставники будут общаться и обмениваться опытом. Для них будут проведены тренинги, лекции и практические занятия.
От нашего детского сада принимают участие следующие наставнические пары: Дмитриева Г. Ю. - Корнейчук О. К.; Локалова Т. С. - Бессонова О. О.
Полезные ссылки
Сообщество «ВКонтакте» «Наставник 76.РФ»
Ментори. Национальный ресурсный центр наставничества
Наставничество педагогических работников
Семинар «Вектор образования: вызовы, тренды, перспективы»
18.01.2022. О применении методических рекомендаций по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников образовательных организациях:
https://www.youtube.com/watch?v=GJK7vWFbYrg&list=PLH0DgjqY1hMR_hjH0AMmGI3sqwMyWnF9H&index=1
Виды наставничества. Технологии передачи знаний:
https://biznes-repetitor.ru/nastavnichestvo/vidy-nastavnichestva/
Современные формы наставничества:
https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-formy-nastavnichestva/viewer