Спокойное воспитание (советы психолога)

Возрастные особенности детей пятого года жизни 

Возрастные особенности детей четвертого года жизни

Возрастные особенности детей третьего года жизни

Консультация для родителей "Ура!!! Летняя пора"

 Консультация для родителей "Здоровый образ жизни в семье"

Как правильно читать детям


Мамам на заметку. Развиваем  у малышей речь и моторику с помощью стихов.


Мирилки


Какие мультфильмы смотреть с детьми


Советы родителям – Делать или не делать?

Делайте!

  • Радуйтесь Вашему малышу.
  • Занимаясь уборкой или приготовлением обеда, напевайте что-нибудь.
  • Когда малыш может Вас слышать, разговаривайте вслух сами с собой.
  • Если Вы увидели, что ребенок что-то делает, начните «параллельный разговор» (комментируйте его действия).
  • Разговаривайте с ребенком заботливым, успокаивающим, ободряющим тоном.
  • Когда ребенок с Вами разговаривает, слушайте его сочувственно и внимательно.
  • Говорите с малышом короткими фразами.
  • В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов.
  • Ваши объяснения должны быть простыми и понятными.
  • Говорите медленно.
  • Будьте терпеливы.
  • Сначала спрашивайте «что»; «почему» спросите, когда малыш подрастет.
  • Каждый день читайте ребенку.
  • Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы.
  • Не скупитесь на награду: похвалу или поцелуй.
  • Поощряйте любопытство и воображение Вашего малыша.
  • Поощряйте игры с другими детьми.
  • Старайтесь, чтобы малыш вместе с Вами готовил обед, гуляйте с ним, играйте, лепите «куличики» из песка, пусть он поможет Вам пересаживать цветы, мыть посуду.
  • Приобретите кассеты или диски с записями любимых песенок, стихов и сказок ребенка: пусть он слушает их снова и снова.
  • Помогите ребенку выучить его имя и фамилию.
  • Если ребенок начал что-то коллекционировать — кораблики, машинки, фантики — или у него появилось хобби, займитесь этим вместе с ним; вообще старайтесь проявлять интерес к тому, что ему нравится делать.
  • Посещайте специальные группы для родителей с детьми в детских музеях, учебных центрах, библиотеках, находящихся по соседству школах.
  • Регулярно водите ребенка в библиотеку.
  • Будьте примером для малыша: пусть он видит, какое удовольствие Вы получаете от чтения газет, журналов, книг.
  • Не теряйте чувства юмора.
  • Играйте с ребенком в разные игры
  • Проблемы отцов и детей не существует там, где родители и дети дружат и чем-то занимаются вместе.

Не делайте!

  • Не перебивайте ребенка, не говорите, что Вы все поняли, не отворачивайтесь, пока малыш не закончил рассказывать, — другими словами, не дайте ему заподозрить, что Вас мало интересует то, о чем он говорит.
  • Не задавайте слишком много вопросов.
  • Не принуждайте ребенка делать то, к чему он не готов.
  • Не заставляйте ребенка делать что-нибудь, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим.
  • Не требуйте сразу слишком многого: пройдет немало времени, прежде чем малыш приучится самостоятельно убирать свои игрушки или приводить в порядок комнату,
  • Не следует постоянно поправлять ребенка, то и дело повторяя: "Не так! Переделай это".
  • Не говорите: "Нет, она не красная". Лучше сказать просто: "Она синяя".
  • Не надо критиковать ребенка даже с глазу на глаз, тем более не следует этого делать в присутствии других людей.
  • Не надо устанавливать для ребенка множество правил: он перестанет обращать на Вас внимание.
  • Не перестарайтесь, доставляя ребенку слишком много стимулов или впечатлений: игрушек, поездок и т. д.
  • Не ожидайте от ребенка дошкольного возраста понимания:
    • всех логических связей;
    • всех Ваших чувств («Мама устала»);
    • абстрактных рассуждений и объяснений.
  • Не проявляйте повышенного беспокойства по поводу каждой перемены в ребенке: небольшого продвижении вперед или, наоборот, некоторого регресса.
  • Не сравнивайте малыша ни с какими другими детьми: ни с его братом или сестрой, ни с соседскими ребятами, ни с его приятелями или родственниками.

ДОМАШНЯЯ ИГРОТЕКА

ДЛЯ ДЕТЕЙ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ

Игры по дороге в детский сад

 Невыспавшиеся малыши утром обычно капризничают, мамы и папы начинают нервничать, покрикивать на них, а те в от­вет еще больше хнычут… Утро испорчено, причем и для родителей, и для детей. Что делать? Отвлечь любимое чадо простыми играми. Ребенок недавно познакомился с некоторыми геометрическими формами? Можно по очереди с ним называть все круглые предметы, которые встретятся вам по дороге. Накануне вы объяснили малы­шу, какие бывают цвета? Предложите сре­ди окружающих предметов найти только красные. Не надо называть несколько цве­тов: лучше показать только один, например красный, и несколько дней подряд (а мо­жет быть, и недель в зависимости от возра­ста и возможностей малыша) искать крас­ные предметы. Когда ребенок будет без­ошибочно называть и показывать их, мож­но перейти к другому цвету. Подобным об­разом можно отрабатывать у ребенка вос­приятие размера.

 Желательно также отмечать изменения в природе и в окружающей вас обстановке.

Игры между делом

 Занимаясь домашними делами, взрос­лые могут привлечь внимание ребенка к интересным событиям и явлениям. «Сей­час мы с тобой будем шуршать. Вот так…». С этими словами взрослый встряхивает га­зету, мнет фантики от конфет, привязывает спичечный коробок за веревочку и тянет его за собой, проводит ладонью по любой поверхности («Шуршалки»), а еще можно играть в «Звенелки», «Чавкалки», «Стучалки», «Скрипелки» и т.д.

 Пожертвуйте старой подушкой и наво­лочкой, чтобы ребенок смог смастерить из них игрушку. Перевяжите подушку посере­дине, сверху приклейте или пришейте лен­ты (волосы). Нарисуйте фломастером ли­цо и оденьте куклу в любую одежду, чтобы она обрела как можно более романтичный вид.

 Самый простой способ смастерить кук­лу – это набить газетой бумажный пакет, перекрутить его посередине и стянуть ре­зинкой.

Игры на кухне

   Не секрет, что значительную часть вре­мени мамы проводят на кухне. Кухня мо­жет стать местом для задушевных, довери­тельных разговоров, для шуток и веселья. Кроме того, кухня – отличная школа, где малыш приобретает полезные навыки, зна­ния. Разумеется, требуются особые меры предосторожности, чтобы защитить ребен­ка от ожогов, ударов током, отравлений и острых предметов. Но если вы позаботи­тесь о безопасности, то получите еще один шанс приятно и с пользой провести время.

   Скорлупа от вареных яиц послужит пре­красным материалом для детских апплика­ций. Раскрошите ее на кусочки, которые ре­бенок может легко брать пальцами. Нане­сите на картон тонкий слой пластилина – это фон, а затем предложите ребенку вы­кладывать рисунок или узор из скорлупы.       Увлекательными могут быть игры с тес­том. Тесто для этого нужно не обычное, а соленое (после высыхания оно делается словно камень). Поделки из него хранятся очень долго, ими можно играть. Рецепт приготовления теста прост: 2 стакана муки, 1 стакан соли, 1 стакан воды (ее можно подкрасить), 2 столовые ложки раститель­ного масла – все смешать, чуть подогреть, и получится мягкий комок. Лепите все, что захочется!

  Пусть малыш отвернется, а вы помешай­те ложкой в стакане, закройте крышкой ка­стрюлю и т.д. Предложите ребенку отга­дать, какие предметы могут издавать такие звуки.

   Вместе с ребенком попробуйте пригото­вить необычный ужин: в названии блюд должен быть, например, звук «с». Что можно пригото­вить? Салат, сырники, морс, cyп. Приду­майте меню с названиями блюд, где встре­чаются другие звуки.

 Предложите ребенку убрать или помыть посуду в названии ко­торой есть звук «ч» (чашки, чайник), звук «л» (ложки, вилки, салатник) и т.д.

  Покажите ребенку продукты, из кото­рых вы собираетесь готовить обед или ужин. Пусть он перечислит те из них, в на­звании которых есть звук «р». Если он за­трудняется это сделать, помогите наводя­щими вопросами: «Кар-р-р-тофель или ка­пусту? Ар-р-р-буз или дыню? Пер-р-рсики или бананы? Лук или огур-р-рцы? Поми-дор-р-ры или баклажаны?».

      Замени первый звук в моих словах зву­ком «щ» и назови новое получившееся сло­во. Был кит, а стал… щит; была тучка, по­лучилась… щучка; река… щека, венок… ще­нок, мель… щель.

  Давай искать слова на кухне. А вот и корзинка (коробочка, мешочек и т.д.), в ко­торую мы их будем складывать. Какие сло­ва можно вынуть из борща? винегрета? ку­хонного шкафа? плиты?  Угостим друг друга «вкусными» слова­ми. Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» его вам на ладошку, а затем вы ему, и так до тех пор, пока не «съедите» все. Можно поиграть и в «кислые», «соленые», «горькие» слова.

     Как одним словом назвать прибор, кото­рый варит кофе? (Кофеварка.) Режет ово­щи? (Овощерезка.) Мелет кофе? (Кофе­молка.) Выжимает сок? (Соковыжималка.)

    Какой сок получается из яблок (яблоч­ный), груш (грушевый), слив (сливовый), вишни   (вишневый),  моркови,  лимонов,

апельсинов и т.д.? И наоборот – из чего по­лучается апельсиновый сок?

   Из макаронных изделий разных форм, размеров и цветов можно выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узо­ры, попутно изучая формы и цвета.

 Поставьте перед ребенком небольшое блюдце, в котором смешаны горох, рис и гречка, и попросите помочь вам их пере­брать.

   На кухне хорошо изучать новые звуки и вкусы, благо здесь всегда есть возможность постучать, позвенеть, понюхать, попробо­вать… Можно вместе посмотреть и послу­шать, как льется или капает вода из крана, как по-разному звенит чайная ложка в пус­том стакане и чашке с водой, как громко пересыпается в стеклянный стакан горох и тихо манка. Попросите ребенка отвернуть­ся и на слух определить, что вы сейчас де­лаете.

   Особой любовью пользуется шутка «За­крой глаза – открой рот». Пусть малыш с закрытыми глазами на вкус определит, что вы ему предложили: кусочек яблока, бана­на, огурца, лимона и даже чеснока. Можно поменяться ролями, и, уж если вы ошибе­тесь, бурный восторг малыша вам гаранти­рован!

   Большинство мам сейчас слишком заня­ты, чтобы «затевать пироги», но готовым слоеным тестом многие пользуются охот­но. Не пожалейте маленького кусочка тес­та для своего ребенка. Из него можно сле­пить фигурки, как из пластилина, и при по­мощи обычных формочек для песка из рас­катанного теста вырезать что-нибудь инте­ресное, посыпать сахаром и запечь. Вы ели когда-нибудь «настоящий» грузовик, или паровоз с трубой и колесами, или слона?

  Тонкие кусочки хлеба, сыр, колбаса – вот она, долгожданная тишина, а «умелые ручки», вооружившись теми же формочка­ми небольшого размера, создают необык­новенные бутерброды.

  У малышей самый любимый предмет на кухне – венчик. Налейте в миску воды, до­бавьте немного жидкого мыла и поставьте в раковину. Пододвиньте к раковине стул, наденьте ребенку фартук, закатайте рукава, и вы увидите, с каким восторгом он будет взбивать мыльную пену.

  Разложите на кухне несколько предме­тов (кубик, батарейку, катушку и т.д.). Дайте ребенку щипцы и попросите перенести все эти предметы в пустую коробку. Следи­те, чтобы он ничего не уронил.

  Ваш ребенок может испытать свои твор­ческие способности на картофельном пюре или какой-нибудь каше с помощью офор­мительских деталей из помидора, зелени, морковки, огурца, из гороха, орехов, дже­ма.

  Используя фрукты и овощи, можно на­учить детей узнавать и различать предме­ты на ощупь и по вкусу. Положив четыре или пять разных продуктов в пакет, попро­сите ребенка осторожно ощупать его и оп­ределить каждый из них. Завязав глаза, по­просите узнать продукт по запаху.

 Рисунки, которые малыш создает на кухне, можно украсить солью, насыпав ее на отдельные участки картинок, смазанные клеем.

  Бумажные стаканчики – прекрасный строительный материал. Пусть ребенок по­пробует поставить их один на другой, так чтобы они не упали.

  Прислушайтесь с ребенком к гулу сти­ральной машины, плеску воды в ванной, шуршанию душа, хлопку входной двери, кашлю отца, шелесту газеты и т.д.

 Из сухого завтрака «Колечки» могут по­лучиться отличные бусы и браслеты.

  Если ребенок знает сказку «Три медве­дя», можно предложить ему выбрать лож­ку, миску, кастрюлю для Михаила Иваны­ча, для Настасьи Петровны, для маленько­го Мишутки. Если малыш уже различает несколько цветов, можно попросить его сложить на стол, например, только крас­ные предметы. Для тех, кто умеет разли­чать форму, полезно поиграть в игру «Най­ди все круглое».

 Безделушки на магнитах, которыми принято украшать кухню, помогут взрос­лым придумать много интересных заданий и игр. Например, мама просит ребенка рас­положить их на дверце холодильника в оп­ределенном порядке: сначала только фрук­ты, потом только круглые предметы, потом только желтые и т.д.   

Страница обновлена 04.12.2018